Режим работы : пн-пт: 09:00-18:00 сб-вс — выходной
Ru En

ОАО РЖД просит льгот для завода

30.11.2020

ОАО РЖД, владеющее конструкторской документацией на инновационную тележку «Алтайвагона», хочет ускорить получение ею льготного тарифа на порожний пробег. Для этого требуется три-четыре года испытаний, но в ОАО РЖД предлагают смоделировать износ математически. Участники рынка возражают, что должным образом заменить натурные испытания невозможно. Но в «Алтайвагоне» надеются, что таким образом смогут выровнять конкурентные условия с уже имеющими льготы тележками Уралвагонзавода и Объединенной вагонной компании.


ОАО РЖД просит ускорения и упрощения процедуры испытаний для полувагонов «Алтайвагона» на новой инновационной тележке 18–9800, следует из письма начальника департамента технической политики ОАО РЖД Владимира Андреева директору департамента госполитики в области железнодорожного транспорта Минтранса Александру Федорчуку от 24 ноября (есть у “Ъ”). Производство этой тележки «Алтайвагон» наладил в 2019 году, конструкторская документация на нее принадлежит ОАО РЖД, чем, говорится в письме, и обусловлена заинтересованность монополии.

Сейчас для вагонов на инновационных тележках Объединенной вагонной компании и Уралвагонзавода действуют льготные тарифные схемы на порожний пробег, которые делают их возврат на 11–27% дешевле.

Льготу предоставляет ОАО РЖД, отражая в ней экономический эффект для инфраструктуры от использования таких вагонов. Всего, по расчетам ОАО РЖД, сумма преференций составляет 9,4 млрд руб. в год, основные бенефициары — «Модум-Транс» (45% от этой суммы), СУЭК (28%), Федеральная грузовая компания и Первая грузовая компания (11% и 7,5% соответственно). Для сокращения дефицита инвестпрограммы ОАО РЖД предлагало либо отменить эти преференции, либо заменить скидками в груженом пробеге (см. “Ъ” от 18 сентября и 27 октября).

Эффект, дающий право на «инновационные» скидки, подтверждается по методике Минтранса. Она предписывает в том числе проведение испытаний как нового, так и изношенного вагона. Как сообщается в письме, пробег в изношенном состоянии должен составлять не менее 250 тыс. км. «При сегодняшних условиях эксплуатации данный пробег может быть достигнут только в течение трех-четырех лет»,— говорится в письме. В этой связи ОАО РЖД «считает возможным провести исследования по моделированию износов основных составных частей грузовых вагонов в эксплуатации и получению износов ходовых частей искусственным способом».

В «Алтайвагоне» “Ъ” пояснили, что приветствуют позицию ОАО РЖД и выступают за выравнивание условий конкуренции между инновационными тележками.

Текущие требования замедляют получение конкурентных рыночных условий для производства новых инновационных моделей вагона на пять-шесть лет, поясняют на предприятии. Там также замечают, что прежде никто из производителей не проводил свои вагоны через полный цикл натурных испытаний и они получили льготные тарифные схемы на основании математических расчетов и взаимозачетов. На тот момент это было правильным решением, говорят на предприятии, так как последующая их эксплуатация подтвердила эти расчеты.

В ОАО РЖД и Объединении вагоностроителей комментариев не дали. В Минтрансе на вопрос “Ъ”, считают ли там замену натурных испытаний смоделированными релевантной, ответили, что вопрос в проработке и окончательного решения не принято.

Опыт эксплуатации вагонов на тележках 18–9800 выпуска «Алтайвагона» полностью отсутствует, что не позволяет сравнить их показатели надежности, статистику отцепок с тележкой 18–100, говорит источник “Ъ” на рынке. Требования по наличию у вагонов реального эксплуатационного пробега 250 тыс. км без замены колесных пар позволяют учесть статистические отклонения в их техническом состоянии, образовавшиеся в результате естественных различий по допускам в изготовлении, условиям эксплуатации и характеру износов, чего современные возможности моделирования сделать не позволяют, отмечает собеседник “Ъ”. По словам другого собеседника “Ъ”, ВНИИЖТ, на компетенцию которого ссылается ОАО РЖД в письме, не обеспечен ни кадровыми, ни техническими возможностями для проведения моделирования такого качества.

Наталья Скорлыгина



Возврат к списку

Заказ звонка

нажимая на кнопку "Отправить", вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных

Спасибо!

Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Ошибка.

К сожалению, сообщение не удалось отправить. Попробуйте позже еще раз

Онлайн-заявка

нажимая на кнопку "Отправить", вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных